tradition

Нетрадиционная традиция

О сексе в истории искусства
     Share on Tumblr

Home » Арт, Главное » Нетрадиционная традиция

Автор: Ульяна Доброва

Девочки

Вторая школа Фонтенбло. Габриэль д'Эстре и герцогиня де Виллар, 1594

Вторая школа Фонтенбло. Габриэль д’Эстре и герцогиня де Виллар, 1594

Сюжет  неизвестного мастера о фаворитках высшего ранга и проблематике положения женщины при французском королевском дворе. Грустная история здесь.

И все же, если отвлечься от придворных интриг и беременностей, женщины в ванной прекрасны и обнажены. Хочется думать, что в каждой аллегории есть доля аллегории.

Энгр. Турецкие бани, 1862

Энгр. Турецкие бани, 1862

Опять гарем, но уже восточный – глазами французского академика XIX века. Некоторые парижские публичные дома предлагали окунуться в атмосферу представления о Востоке, чем Энгр и вдохновился, судя по европейским лицам «турецких» рыжеволосых красавиц.

Тамара Лемпицка. Четыре обнаженных женщины, 1925

Тамара Лемпицка. Четыре обнаженных женщины, 1925

Классицизированный кубизм Лемпицки открыл женский взгляд на женщину с ее агрессивной сексуальностью.

Тулуз-Лотрек. В постели, 1892

Тулуз-Лотрек. В постели, 1892

Все эти потаенные социальные структуры, гаремы, гинекеи, публичные дома, где женщина – фаворитка, наложница – объект мужского вожделения. Грустный гений Лотрека, допущенного в закулисье театра любви французских борделей, открыл дневную сторону жизни ночных красавиц. Когда клиенты покидали бордель, женщины предавались искренней лесбийской любви. Очень трогательно.

Тулуз-Лотрек. Поцелуй, 1892

Тулуз-Лотрек. Поцелуй, 1892

Шиле. Две обнимающиеся девушки. 1911

Шиле. Две обнимающиеся девушки. 1911

Тему продолжил Эгон Шиле. Он явно транслирует  мужской взгляд – слишком уж соблазнительны формы девушек.

Симеон Соломон. «Сафо и Эрина в саду Метилены», 1864

Симеон Соломон. «Сафо и Эрина в саду Метилены», 1864

Стихи безумной Сафо были в основном о статусе «все сложно». Трагическая красота лесбийской поэтессы вдохновляла прерафаэлитов.

Подлинник Соломона сейчас в ГМИИ им. Пушкина, до 22 сентября.

Буше. Юпитер и Каллисто, 1744

Буше. Юпитер и Каллисто, 1744

Под сенью гирлянд из купидонов – две прелестницы, фарфоровые куколки с румянцем искушаемой невинности на щеках. Но, как всегда, не все так просто: лукавый Юпитер, чтобы соблазнить нимфу, сошел к ней в образе богини. Гомофобы могут спать спокойно.

Рубенс. Юпитер и Каллисто, 1613

Рубенс. Юпитер и Каллисто, 1613

В европейской традиции чем придворнее искусство, тем разнообразнее любовь. Рубенс был не просто придворным живописцем. Он мог выбирать, на кого из европейских монархов работать, пользовался привилегиями дипломата и дружбой августейших особ. В эпоху барокко не слишком целомудренные античные сюжеты шли рука об руку с расцветающим абсолютизмом, тогда как ханжество было уделом протестантских буржуа. В общем, власть не всегда была против нетрадиционной любви.

Мальчики

Рубенс. Зевс и Ганимед, 1611- 1612

Рубенс. Зевс и Ганимед, 1611- 1612

Зевс прельстился красотой юноши, спустился на землю в облике орла и забрал Ганимеда на Олимп. На Олимпе юноша стал виночерпием, а его папа получил богатый выкуп за сына. Античное общество в мифах о Зевсе утверждало силу и власть молодости и красоты – гораздо большую, чем у гендерных предубеждений.

Мрамор. Зевс и Ганимед. Римская копия конца I в. до н. э. с греческого оригинала.

Мрамор. Зевс и Ганимед. Римская копия конца I в. до н. э. с греческого оригинала.

Краснофигурная керамика. Зевс и Ганимед. V в. до н.э.

Краснофигурная керамика. Зевс и Ганимед. V в. до н.э.

Один сюжет, и абсолютно разное воплощение.

А.Р. Менгс. Зевс и Ганимед, 1760

А.Р. Менгс. Зевс и Ганимед, 1760

Произведение Менгса в XVIII веке считалось исключительно неприличным, но сообразным античным «разнузданным нравам». Хорошо  знакомый с искусством древних, художник создал фреску, которую знатоки приняли за древнеримский артефакт. Но элементарное сравнение сюжетов выявляет, насколько целомудренным было представление людей Нового времени об античности.

Жан Дельвиль. Платон с учениками, 1898

Жан Дельвиль. Платон с учениками, 1898

О взаимоотношениях между полами говорит Аристофан в «Пире» Платона: «Мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому: уже в детстве, будучи дольками существа мужского пола, они любят мужчин, и им нравится лежать и обниматься с мужчинами.»

Чаша Уоррена, римское серебро, 1-20 гг. н. э.

Чаша Уоррена, римское серебро, 1-20 гг. н. э.

Благородные мужи на чаше Уоррена представляют отношения, узаконенные в античном обществе как среди учителей и учеников, так и среди воинов. Эта чаша, несмотря на сомнения в ее подлинности, стала одной из самых дорогих покупок Британского музея.

Портал церкви Санта Мария Реаль де Сангуэса, Наварра, XII век, деталь

Портал церкви Санта Мария Реаль де Сангуэса, Наварра, XII век, деталь

Средневековая мораль отвергла многое из античной культуры. Содомиты из пиршественных залов переместились в сюжеты Страшного Суда. В Испании, где излюбленным народным развлечением были публичные казни, коллектив содомитов изображен на западном портале (там чаще всего изображали Судный день).

Давид и Ионафан, миниатюра из «La Somme le Roy», французская иллюминированная рукопись, ок. 1300

Давид и Ионафан, миниатюра из «La Somme le Roy», французская иллюминированная рукопись, ок. 1300

 В миниатюре раннего Ренессанса табуированная тема проявляет себя в образе теснейшей дружбы двух ветхозаветных царей.

Донателло. Давид. Бронза, 1440-е гг.

Донателло. Давид. Бронза, 1440-е гг.

Ренессансные мастера не стеснялись поэтизировать сексуальность библейского царя в гомоэротическом ключе.

Освобождение личности от оков средневековья в ренессансную эпоху происходило в контексте раскрепощения художественного начала. В гомосексуализме в разное время подозревали и Леонардо да Винчи, и Донателло, и Микеланджело, и Ботичелли.

Караваджо. Молодой больной Вакх. 1593

Караваджо. Молодой больной Вакх. 1593

Через полтора века после Донателло Караваджо внес в тему запретного наслаждения элементы Vanitas. А так все хорошо начиналось.

Константин Сомов. Обнаженные в зеркале у окна. 1934

Константин Сомов. Обнаженные в зеркале у окна. 1934

На рубеже ХIХ-ХХ вв. тема гомосексуальной любви проявилась в декадентской литературе и искусстве. Пожалуй, на флаге русского декаданса должны были мерцать пленительные краски акварельных мальчиков Константина Сомова. Большая часть сохранившихся гомоэротических произведений художника автобиографичны, и на арт-рынке ценятся чуть дешевле Пикассо.

 

     Share on Tumblr

#тэги:    

Комментировать / Читать комментарии


Смотрите также

Scroll to top