гельман21

О, Марат!

Марат Александрович Гельман рассказал Honeymilk всё о сексе в совриске — и кое-что о своей будущей выставке
     Share on Tumblr

Home » Главное, Общество » О, Марат!

Интервью: Маргарита Михайлова

У кого из роcсийских художников в работах присутствует тема сексуальности? Как они с ней работают?

Надо иметь в виду, что раньше сексуальность присутствовала во многом, потому что была табуирована. Художники к этому обращались именно как к запретной зоне. Поэтому, грустно это или не грустно, но сейчас русские художники к теме сексуальности почти не обращаются.

В конце 80-х было две популярных темы: выставка эротического искусства и выставка сатирического искусства.

Эти выставки эротического искусства появлялись каждый месяц. Мне кажется, что эта тема действительно исчезла. Какая-то надежда была на художников-женщин, но феминизм их захватил, и они не хотят уже.

Я делал выставку казахского искусства — она вся была наполнена эротизмом, потому что у них это все еще табу. Казахи народ кочевой, у них почти не было визуальной культуры, потому что визуальная культура появляется там, где есть дом, в доме что-то висит. К ним приезжают за какой-то этнографией, а ее нет. Поэтому художники выдумывают эту этнографию. Они сделали два замечательных фильма, как будто бы о существующих обычаях. Первый фильм о том, что настоящего джигита зачинают прямо на лошади, причем это очень красивый фильм. И второй − это ночь перед бракосочетанием, когда невеста находится внутри палатки, а жених снаружи, они целуются через шторки, она его кормит. Все очень эротично, и все это их выдуманная история.

Рустам Хальфин, Юлия Тихонова. «Любовные скачки» из серии «Северные варвары». 2000
Рустам Хальфин, Юлия Тихонова. «Любовные скачки» из серии «Северные варвары». 2000
Рустам Хальфин, Юлия Тихонова. «Любовные скачки» из серии «Северные варвары». 2000
Рустам Хальфин, Юлия Тихонова. «Любовные скачки» из серии «Северные варвары». 2000

Если говорить о русских художниках, у Олега Кулика была очень мощная работа, которая называлась «Оплодотворение» — стеклянный бык, который покрывает стеклянную корову. Живот коровы заполнен землей и травой, а бык через фаллос осеменяет корову, поливет эту траву. У Кулика было довольно много работ на тему сексуальности. Еще один пример – «Камасутра».

Оплодотворение. Олег Кулик. 1995
Камасутра. Олег Кулик. 2001
Камасутра. Олег Кулик. 2001
Камасутра. Олег Кулик. 2001
Камасутра. Олег Кулик. 2001

Художник из Санкт-Петербурга Гурьянов, который недавно умер, занимался гомосексуальной эротикой. Он был наследником советской традиции, когда эротика была запрещена и проявлялась либо через другие темы, например, спортивные.

Георгий Гурьянов. Гребцы. 1998-2000

Георгий Гурьянов. Гребцы. 1998-2000

А женщины?

Конечно же, Айдан Салахова. Художница, как минимум половина творчества которой посвящена сексуальности. У нее была очень интересная серия, где она сравнивала фаллосы и минареты, меняла их местами. И, опять же, появление этих работ связано с восточными мотивами и сильными запретами. Одну ее работу, которую от имени Азербайджана выставляли в Венеции два года назад, там же запретили азербайджанские же власти.

Айдан Салахова. Минарет. 2011

Айдан Салахова. Минарет. 2011

Таня Либерман сделала интересный проект, именно эротический, но при этом использовала фрукты. Дыню разрезала — похоже на вагину, или засунула палец в дырку умывальника. Она ищет сексуальность не в теле, а говорит, что она везде.

Татьяна Либерман. Дыни. 1997Татьяна Либерман. Дыни. 1997
Татьяна Либерман. Дыни. 1997
Татьяна Либерман. Дыни. 1997

Появилась новая интересная художница, Женя Мальцева, всем известная по выставке «Духовная брань». У Леонардо Да Винчи есть рисунок ангела с эрегированным членом, она сделала очень мощную серию работ на эту тему, исходя из того, что обычно в музяех мы видим, что 99% художников — мужчины, а 70% моделей — женщины. Guerrilla Girls в свое время говорили о том, что для того, чтобы попасть в музей, женщине надо раздеться, показать сиськи. Женя Мальцева пытается это компенсировать: женщины же тоже ходят в музей.

Евгения Мальцева. Эрос. 2008

Евгения Мальцева. Эрос. 2008

Но в целом тема феминизма — она, конечно, антиэротичная. Там мало эротики, скорее физиология.

У Guerrilla Girls был проект «Сиськи Метрополитан», когда они фотографировали картины в Музее Метрополитан, но оставляли только груди − работы переставали быть эротичными и становились документом. Еще они, например, делали на венецианском Биеннале роскошную люстру из женских тампонов.

Guerrilla Girls. 2005Guerrilla Girls. 2005
Guerrilla Girls. 2005
Guerrilla Girls. 2005

Особая эротика у AЕС. Престарелая Европа и юная Азия или Африка все время вступают в отношения, в которых кто-то кого-то обязательно обслуживает. Юные негры обслуживают престарелых немецких дам, и так далее, эротика и секс становятся услугой. Как в отелях обозначают пять звезд: душ, телевизор, кондиционер, секс с горничной. И в русском языке, конечно, есть такая тема, в первую очередь в русском мате: секс — это всегда насилие, использование.

АЕС+Ф. Пир Трималхиона. 2010АЕС+Ф. Пир Трималхиона. 2010
АЕС+Ф. Пир Трималхиона. 2010
АЕС+Ф. Пир Трималхиона. 2010

В этом году на Биеннале в основной экспозиции был русский художник, которого почти никто не знает, он живет в Берлине — Евгений Козлов. У него взяли серию работ, которую он писал в восьмом, девятом, десятом классах, такой школьный эротизм. Он старше меня лет на шесть, и тогда не было никаких порнокартинок, ничего, фактически, он заполнял эту лакуну.

Евгений Козлов (Е-Е). Рисунки из «Ленинградского альбома». 1972.

Евгений Козлов (Е-Е). Рисунки из «Ленинградского альбома». 1972.

 

Есть такой скульптор Сергей Меркуров, который был одним из главных поставщиков бюстов Сталина, они были его кормильцы. И при этом он сделал «Советскую эротическую азбуку», ее было интересно рассматривать, потому что это было запрещено. Это было очень давно, сразу после войны.

Сергей Меркуров. Советская эротическая азбука. 1931Сергей Меркуров. Советская эротическая азбука. 1931Сергей Меркуров. Советская эротическая азбука. 1931
Сергей Меркуров. Советская эротическая азбука. 1931
Сергей Меркуров. Советская эротическая азбука. 1931
Сергей Меркуров. Советская эротическая азбука. 1931

Михаил Гробман, который живет в Израиле, очень важный художник, друг Ильи Кабакова, собирает коллекцию «Ебущиеся» (фрагменты коллекции можно посмотреть здесь). В ее создании приняли участие многие русские художники, так как все, кто приезжает в Израиль, обязательно встречаются с Гробманом. И он всех заставляет рисовать. У него есть теория, что художник должен быть бесстыдным, и это одно из ученических занятий − чтобы преодолеть в себе стыд, ты обязательно должен нарисовать ебущихся. У него целая пачка этих картинок. Но сейчас, видимо, никакого особенного стыда в этом никто не находит. Массовая культура настолько активно и плотно взялась за эту тему сексуальности, что художнику найти там свою зону очень сложно.

Если говорить о том, куда движется эта тема. Художники уходят от идеальных форм. Получилось так, что глянцевая культура захватила девушек с идеальными формами, это стало ширпотребом. В порно все вот такие: мужчины с бицепсами, женщины с накачанными губами. И художник движется в сторону того, чтобы показать сексуальность обыденной жизни, или не красоту, а уродство секса обычного — мужик с пузом, женщина с целлюлитом. Боб Михайлов сделал очень хорошую серию, он так показывал простых людей.

Борис Михайлов. Из серии «Соляные Озера». 1986Борис Михайлов. Из серии «Соляные Озера». 1986Борис Михайлов. Из серии «Соляные Озера». 1986
Борис Михайлов. Из серии «Соляные Озера». 1986
Борис Михайлов. Из серии «Соляные Озера». 1986
Борис Михайлов. Из серии «Соляные Озера». 1986

Последнюю самую громкую за последнее время в России эротическую акцию сделал Антон Николаев в 2007-м. Когда были протесты, он сделал такой ироничный круг по Садовому кольцу на своем «жигули» с укрепленным сверху матрасом, на котором трахался со своей женой.

Группа «Бомбилы». Автопробег несогласных. 2007

Группа «Бомбилы». Автопробег несогласных. 2007

До этого был проект Бренера, который назывался «Поцелуй». Достаточно громкая акция, проведенная около памятника Пушкину в 90-х годах. Он пришел к памятнику с цветами, а в это время его жена в Тель-Авиве села в такси. Он ходит вокруг памятника, ждет ее, а она вышла из такси, пошла в аэропорт, села в самолет, и, наконец, она на такси доехала до него. Он замерзший, они целуются, это зима, они ложатся прямо там, и заканчивается тем, что не получилось. То есть, так долго он ждал, так долго мерз. Некая идея того, что это еще и испытание для мужчины, каков он в постели. Когда сильно ждешь, и не получилось.

Мы брали интервью у режиссера Николая Хомерики. Он говорил, что в кино нет секса потому, что есть запрет.

Дело в том, что художественный мир — это в основном частные галереи. Я однажды приехал в Краснодар, стал готовить выставку там, и увидел на их местной выставке картины с обнаженкой: груди и все причинные места черным скотчем заклеены местной администрацией. То есть для кого-то это еще является запретной темой, при том, что это даже не секс, это просто голые тела. 

Так что, может быть, я не прав и запрет есть.

 Единственное, что могу сказать, что из европейских стран только в нашей культуре обнаженное женское тело, адаптированное к обнаженному мужскому телу, все еще вызывает какую-то реакцию.

Сейчас многие художники занимаются изучением собственного тела.  Начиная с перформансов, в которых они обнажены, до вживления органов.

Тема телесности, она не исчезла, она, наоборот, расцветает. Но тема телесности идет либо в сторону “тела как холста”, тела как языка, которым я говорю. Либо тело — как то, что мне точно принадлежит. Телесность — это то, что в основном связано с болью, с какими-то реакциями, испытанием. Считается, что художник действует в зоне жеста, а не в зоне поступка, что это все нарисовано — что боль и испытания нарисованы. Поэтому многие художники пытаются передвинуться в сторону поступка. Что-то такое сделать, чтобы грань между жестом и поступком была стерта. Обнаженность используется так же, как мат, как некая парадоксальная вещь.

То есть совершая все это, раздеваясь, художник не говорит о сексе?

Тело как бы является языком. Вживление третьего уха — если говорить, о чем все это, то в каком-то смысле тело — это единственное, что не менялось.

Все менялось, а тело не менялось. На самом деле это о том, что вот это мне принадлежит, что хочу с ним, то и делаю.

Могут ли художники изменить понимание красоты тела?

До Второй мировой войны художники были основными поставщиками визуальных образов, картинок. И все что происходило — происходило под воздействием художников. Рубенс рисовал пышных женщин — пошла мода на полных. Именно художники этим управляли. Теперь художники — не самый многочисленный отряд создающих образ. У художника сейчас осталась очень узкая зона под названием «авторство», они создают свои собственные истории, которые можно присвоить. А образы километрами создаются глянцевой журналистикой, Instagramm и так далее.

Наверное, единственный случай, когда художники научили нас видеть красоту там, где мы ее раньше не видели — это стрижка наголо у женщин, все-таки именно художники сказали, что она красива. Ньютон и еще несколько человек, которые целенаправленно восхищались подстриженным женским черепом. До них, если женщина из-за болезни или из-за чего-то еще подстриглась, она обязательно ходила в платке, прятала уродство, пока не отрастут волосы.

Но художники и здесь не в первых рядах. В порно, например, есть отдельный раздел, а в Индии вообще целые газеты рекламных объявлений «секс с уродами». Я был очень удивлен: когда Илья Чичкан делал очередной проект, и я спросил у него, где он берет образы, он показал мне газету.

Илья Чичкан, Kisska, 2006

Илья Чичкан, Kisska, 2006

Художники интересуются порнографией?

Да, конечно. У Гора Чахала была такая выставка «Любовь». Все имиджи он взял из порно. В результате выставка была про любовь, очень одухотворенная. Но он все равно говорил не о сексуальности, а о том, что язык художника важнее, чем то, что он изображает. 

Порно художникам в любом случае интереснее, чем эротика. Эротика уже совсем принадлежит массовой культуре, а художник все-таки ищет индивидуальное. В порно, возможно, что-то есть не съеденное массовой культурой.

 Самый известный и самый первый проект с порно — это проект Джеффа Кунса Made in Heaven («Сделано на небесах»), тогда его женой была Чиччолина. Он рисовал с ней порносюжеты. Особенно интересно было, когда он делал эти сюжеты в стекле. Порнокартинки сами по себе кич, но когда они выполненны в прозрачном стекле, выглядят как эффектная красивая вещь. После этого порно стали интересоваться художники.

Джефф Кунс, «Сделано на небесах», 1991.Джефф Кунс, «Сделано на небесах», 1991.
Джефф Кунс, «Сделано на небесах», 1991.
Джефф Кунс, «Сделано на небесах», 1991.

Как отличить эротику от порнографии?

Читать какие-то законы.

Только закон определяет границу?

Думаю, да. Для меня картинки скульптора Сергея Меркурова — это эротика. Но с точки зрения закона, раз есть член, который входит во влагалище, и это видно, то это уже может расцениваться как порнография. Я бы так сказал: что идет в массовую культуру — это все эротика. И, соответственно, граница расширяется.

Страницу нашего сайта на Facebook заблокировали, мы не знаем, на основании какого закона. Там были, например, картины.

Бывают разные случаи. Однажды я ездил в Киргизию спасать художника. Там была местная выставка, и один художник из Казахстана сложил свои картины с обнаженкой в багажник и поехал — так его на границе арестовали за порнографию. Это, безусловно, такой признак архаичного общества. 

Я бы, честно говоря, хотел, чтобы тема секса была раскрыта больше.

 Мне очень понравились казахи своей витальностью, тем, что их это еще интересует. Но есть ощущение, что у нас этого нет. Гомосексуальная тема, так как она еще под запретом, еще немножко присутствует.

Если бы вам предложили организовать выставку, которая называется «Секс», вы бы согласились?

Я бы по-другому назвал, «Ебущиеся». И в декабре собираюсь делать выставку с таким названием. Мы с Гробманом договорились, что он привезет свои картинки, и мы еще добавим несколько объектов тех художников, которых я называл.

А какую картину поместите на баннер выставки?

У Татьяны Антошиной, феминистки, есть серия «Музей женщин», в которой она взяла очень известные шедевры мирового искусства и просто поменяла местами мужчин и женщин. Думаю, можно у нее что-то взять.

Хотя сейчас у нас все небезопасно. Тем более, одно дело баннер внутри, внутри я буду делать все что угодно, другое дело, что будет на фасаде. Возможно, нужно взять Гора Чахала — у него явно «ебущиеся», но выглядят они возвышенно.

Гор Чахал, Любовь, 1999.

Гор Чахал, Любовь, 1999.

 

 *Заглавная иллюстрация: Вера Донская-Хилько

 

 

     Share on Tumblr

#тэги:    

Комментировать / Читать комментарии

  • Irina Cherepanova

    Интересно а где будет проводится выставка “Ебущиеся”?

    • Дмитрий Шевченко

      ну явно не в перми ;) )

  • Dmitry Krylov

    Отличное интервью! Спасибо


Смотрите также

Scroll to top